В конце прошлого года импортеры отметили большой рост стоимости фрахта контейнерных перевозок. Произошло это на фоне американо-китайской торговой войны, развернутой предыдущей американской администрацией. Разрыв соглашений привел к тому, что Китай резко снизил закупку американских товаров, в то время, как США продолжают закупать китайские товары в существенных объемах, несмотря на некоторый спад. Таким образом, контейнеры, которыми поставляется товар из Китая в США, не возвращаются обратно, поскольку пустыми их гонять невыгодно. Поскольку объем торговли этих стран всегда был огромен, ситуация с контейнерами немедленно сказалась на мировой логистике. Кроме того, Китай ввел в ноябре новые правила по ввозу товара на их территорию, что увеличило время оформления и прибавило проблем с нехваткой контейнеров.
Цена фрахта сорокафутового контейнера из Китая в Европу или в Россию на пике выросла с 850$ до 8000$, почти в 10 раз. Но даже по этим ценам, получить контейнер в нужные сроки непросто.
По прогнозам различных аналитиков, повышение стоимости фрахта в ближайшее время скажется и на ценах, и на ассортименте импортного товара. Сейчас это может быть примерно 5% повышения цены, а если ситуация затянется, подорожание может оказаться существенным. Возможно, ситуация улучшится, но отката цен на докризисный уровень не будет.
На этом фоне добавило проблем введение ФТС диспетчеризации таможенных деклараций с 1 февраля 2021 года. В попытке снизить коррупционную составляющую, ФТС усложнила прохождение деклараций, отправляя их по еще непонятному импортерам алгоритму в порой неожиданные и очень далекие от места получения груза таможни. Это приводит к затягиванию процесса оформления, и вновь к новым затратам, поскольку каждый день простоя означает дополнительную оплату хранения груза на СВХ (склад временного хранения). Все таможенные склады коммерческие, стоимость хранения на разных СВХ серьезно отличается. Раньше импортеры выбирали пункт таможенного оформления, исходя из расходов и практики работы с конкретным центром декларирования, а сейчас спрогнозировать свои расходы на таможенную очистку импортер не сможет.
Снять проблему должен приказ Минфина о полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций, но его проект находится еще на стадии обсуждений, дата его выхода неизвестна.
На фоне этих проблем пока выигрывают те импортеры, кто сумел запастись товаром заранее. Увы, это касается только «долгоиграющей» продукции с большим или неограниченным сроком годности.
И, как вишенка на торте, за последний год стоимость американского доллара увеличилась на 20%, что также сказалось на расходах импортеров.
Мы получили новую поставку кристаллических дезодорантов «Деонат» и «Кристалл Свежести» (Tawas Crystal) в декабре 2020 года, зафрахтовав контейнеры еще до возникновения большинства этих проблем. На стоимости поставки сказалось только удорожание доллара. Благодаря этому корректировка наших цен была минимальной, продукции на наших складах достаточно.
10.02.2021