Что это такое и с "чем едят"?
Основные так называемые «значки этичности»:
- cruelty free – без жестокости;
- not tested on animals – означает, что косметика не тестируется на животных;
- vegan – означает, что в косметике отсутствуют какие бы то ни было компоненты животного происхождения: такие ингредиенты, как мед, пчелиный воск, (даже если ни одна пчела не пострадала), желатин, молочный белок, ланолин, сквален, кармин, амбра, плацента. Расширенный список предлагает и жемчуг, шелк, муцин улитки.
Понятие «этичный продукт» гораздо шире и включает натуральность (органичность, экологичность), защиту от последствий добычи, производства, использования косметики (а также бытовой химии и лекарств), упаковки. Все это весьма трудно совместить, и, главное, термин «этичный» не имеет единого определения и трактовки, нет и строгих регламентов, чем некоторые держатели марок и пользуются, вводя потребителей в заблуждение.
"Cruelty free" и "Vegan" – не синонимы, но определенные пересечения есть.
Веганская косметика позиционируется часто еще и как cruelty free, ведь веганы против любой эксплуатации животных. Но позиционироваться – не значит быть.
- Различные группы, выступающие за права животных, имеют разные взгляды на то, по каким именно характеристикам продукт можно отнести к этичному и какой именно достоин сертификата этичности. Одни принимают только правило тестирования уже готового продукта, другие подразумевают тестирование всех отдельных ингредиентов, входящих в состав конечного продукта. Если поставщики ингредиентов (при необходимости, продиктованной законами страны поставщика) все-таки тестируют их на животных, а производители готового средства – нет, часто на готовой продукции вы все равно увидите значок этичности cruelty free, но по сути это обман потребителей. Таким образом, cruelty free – это часто маркер этичности лишь конечной продукции, но не входящих в его состав компонентов.
- Огромное количество производств европейских и американских брендов вынесено в Китай. Там тестирование на животных все еще является обязательным. Однако на продукции, сделанной под заказ, разрешено указывать страну заказчика, а не страну реального производителя, и повторное тестирование при ввозе в страну заказчика без использования животных может позволить поставить значок "cruelty".
- Есть исследования, что около 90% косметических средств, в составе которых присутствует сквалан (добывается из печени акул), промаркированы значками этичности cruelty free и vegan одновременно.
Сквалан – это популярный компонент, который можно извлекать вполне безобидно из оливок, сахара, кукурузы и амаранта. Его можно биосинтезировать, но большинство представителей брендов предпочитает добывать традиционно – из печени акул. Так же обстоят дела с рядом других веществ, которые стимулируют развитие промышленного животноводства и способствуют убийству. Но по закону раскрытие источника ингредиентов не является обязательным для производителя и продавца.
- Само по себе нанесение таких значков – это чистая коммерция.
«Лицензии» выдают коммерческие организации, они стоят дорого, такие сертификаты не регулируются государством.
Как именно? Производители и поставщики подают списки ингредиентов, которые входят в состав средства. Сертификаты выдаются на основе рассмотрения этих списков. В этом процессе не участвуют третьи лица (государство). То есть нет стороны, которая бы проверяла подлинность предоставленной информации, отслеживала бы происхождение ингредиентов, надзирала бы за деятельностью организаций, выдающих сертификаты, за соблюдением ими законодательства и которая утверждала бы право на использование значков.
Самое важное: управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов, косметики и медикаментов не давали на правовом уровне определения терминам «подходит для веганов» и «этичный в отношении животных».
Таким образом, присутствие значков не гарантирует этичности, а их отсутствие не означает, что средство тестировалось на животных и/или что в нем антивеганский состав.
Альтернатива методам тестирования на животных:
- лабораторные тесты с использованием человеческих клеток и тканей (их еще называют in vitro, то есть в пробирке);
- технологии компьютерного моделирования (методы in silico);
- данные фокус-групп с участием людей-волонтеров.
Что касается марки Deonat:
- значок "Vegan" на минеральных дезодорантах не имеет смысла, поскольку известны все ингредиенты, а антивеганский состав есть в открытом доступе. В Deonat нет продуктов животного происхождения. В вариантах с глицерином (3 наименования) присутствует растительный глицерин, что может быть подтверждено официальным письмом от производителя с точным составом.
- тестирование в России, а именно – получение протоколов и деклараций на их основе предполагает исследования in vitro и на волонтерах, что следует из самих протоколов.
Декларации размещены в разделе «Документы и сертификаты». Протоколы исследований направят менеджеры по запросу на электронную почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Письма и документы от производителя, свидетельствующие о том, что продукция не тестируется на животных, а в составе наименований используется растительный глицерин, вышлем по запросу.
02.09.2022